Московский патрирхат. Иваново-Вознесенская епархия.







Палех – всемирно известный центр иконописи и лаковой миниатюры,
имеет глубокую связь с традициями средневековой православной
живописи. На протяжении нескольких столетий местные мастера
стремились к тому, чтобы сохранить древние технические приёмы,
знание материалов и стилистических особенностей различных
иконописных школ. В начале XVII века опыты палехских крестьян в
иконописном деле единичны. В XVIII веке уже большинство палехских
семей  было вовлечено в процесс создания икон. Палешане всегда
считались лучшими исполнителями больших храмовых икон, а в XIX
веке и стенных росписей.

О местных иконописцах  ходила слава как о больших знатоках  древних
или редких иконографических изводов. Не нарушая их основы, в деталях
они  предпочитали следовать своим вкусам и пристрастиям, обогащая
эмоциональное содержание образа. Подобная творческая инициатива
позволяла палешанам создавать удивительно поэтичные и вместе с тем
строгие, немногословные и возвышенные образы. Фигуры людей, как
правило, удлинённых пропорций, представлены  в свободных
поворотах. Лики святых выразительны и эмоциональны. Одно из
главных достоинств палехских икон  – письмо ликов тонкими
многослойными плавями. Пробела на ликах и обнажённых участках тела
выполнялись белилами и нередко имели форму пятна, постепенно
переходящего в тень. В моделировке фигур палешане использовали
цветные пробела, отдавая предпочтение холодным, светло-бирюзовым
оттенкам. Воздушность, живописность является  характерной
особенностью лучших произведений палехской иконописи. Также
свободно, верными ударами кисти палехские мастера наносили детали
орнамента, пробела, движки. Подобный артистизм и виртуозность
освобождали работы палешан от налёта провинциального
примитивизма.

Эволюция палехского стиля на протяжении XVIII–XIX веков
обусловлена влиянием на провинциальную иконопись приёмов
светской живописи.  В иконопись Палеха активно проникали элементы
стилей, господствовавших в светском искусстве: сначала барокко и
рококо, позднее – классицизма и академизма. Палешане были не только
лучшими в России иконописцами, но славились и как мастера стенных
росписей: фрески Крестовоздвиженского храма в Палехе, роспись
Грановитой палаты в Московском Кремле . Известны работы палешан
по реставрации древних фресок во Владимирских соборах: Успенском и
Дмитриевском, в Софии Новгородской, в соборах Московского Кремля.
Расписывали палешане и скромные провинциальные храмы в соседних
городах и сёлах: Кинешме, Вичуге, Мугреевском и др. Богатейшие
традиции древнего иконописного промысла живы и сегодня.
Немаловажное значение в развитии современного иконописного
промысла  принадлежит Государственному музею палехского искусства,
а также Палехскому художественному училищу, в котором готовятся
кадры будущих  мастеров.

Такими профессионально состоявшимися иконописцами  являются 
учредители «Палехской иконописной мастерской». Одна из последних
значительных работ в храмовом интерьере – роспись часовни в честь
иконы Божией Матери Живоносный Источник в Нижнем Новгороде. А
также роспись купола и светового барабана  кладбищенской церкви
Всех Святых в районе Сормово Нижнего Новгорода. В верхней 
части купола находится изображение Пантократора, в основании –
шестнадцать ростовых фигур греческих и русских святых. Немалый опыт
накоплен мастерами и в деле создания иконостасных циклов, и в
написании небольших моленных образов. Начальный этап–
подготовка основы. Иконная доска может быть выполнена из целого
куска древесины или склеена из нескольких досок, дополнительно
укреплённых врезными шпонками. Самый подходящий материал для
основы – липа. Следующий этап – многослойное наложение гипсового
грунта – левкаса, который делается на желатиновой основе. Если фон
иконы предполагается золотым, то на специальный состав
наносится листовое сусальное золото. Большим спросом у заказчиков
в последнее время пользуется золотой чеканный фон. Чеканка имитирует
более древнюю обработку поверхности икон сканью, украшение басмой,
кованым металлическим окладом. Рисунок палехской чеканки  тоже
имеет свои традиции, как правило, это тонкий, изящный растительный
орнамент.

Иконы в «Палехской иконописной мастерской» пишутся, как и несколько
столетий назад: яичными красками с использованием творёного золота
в пробелах и орнаментальных деталях. Их авторов отличает бережное
отношение к канону, стремление к сохранению лучших традиций
местного иконописания, а также к их дальнейшему развитию. Работы
художников находятся во многих частных коллекциях, как в России,
так и за рубежом. Сюжеты, к которым обращаются палехские мастера,
самые разнообразные - это поясные и ростовые изображения святых,
праздники, образы Христа и Богоматери. Как правило, выбор сюжета
осуществляется заказчиком. Фигуры и лики святых трактуются объёмно,
скульптурно, благодаря использованию светотеневой моделировки.
Сдержанная благородная красочная гамма, возвышенные строгие лики,
умеренность в проявлении чувств, отсутствие лишних деталей и
подробностей отличают лучшие работы местных мастеров.

«Палехская иконописная мастерская» успешно выполнила немало заказов
по созданию иконостасных циклов, как для небольших сельских храмов,
так и для кафедральных соборов. Иконописные работы этой мастерской
находятся во многих храмах и монастырях России. С каждым годом
совершенствуется  не только художественное мастерство палехских
иконописцев, но, что более важно, становится более глубоким их
понимание религиозных традиций. Творчество коллектива,
отличающееся стремлением к сохранению православных традиций, к
решению более сложных художественных задач, к совершенствованию
технологических процессов, повышающих качественный уровень
живописных работ, несомненно, вносит весомый вклад в упрочение
Палеха как ведущего иконописного центра.


О.Колесова
Государственный музей палехского искусства.

 
Телефон Мастерской: +7 905 105 1222
Эл. почта:
 
Copyright © 2000—2009 Иконописная мастерская в селе Палех